|   | 
  
   Оперные страсти с Антоном Гопко
   
   
    
     
      Многие любят оперу. Многие её не любят. Многие к ней равнодушны. Эта колонка адресована и тем, и другим, и третьим. Ведь что такое опера — не знает никто. Опера — это музыка, и мы будем говорить о музыке. Опера — это театр, и мы будем говорить о театре. Но к окончательному ответу не придём никогда. Однако на пути к нему мы встретим столько интересного, удивительного, непостижимого и даже шокирующего, что оно того стоит.
 
   antongopko 
      | 
     
        
      Антон Гопко 
      | 
     
    
   Колонка начата 20.10.2009, выходит по вторникам. Всего написано 48 статей. 
   | 
  
 
  
 
 
     | 
   
  
  14.12.2010, № 48 
  
  
   Если в финале оперы вы, глядя на лежащую на сцене кучу трупов, зададитесь банальным вопросом, кто виноват, ответ будет не менее банальный: «Шерше ля фам».  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  30.11.2010, № 47 
  
  
   Важно твёрдо помнить одну вещь. Во времена Вагнера вагнеровских певцов не существовало. Вагнер писал свои оперы не для них.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  16.11.2010, № 46 
  
  
   «Тристан и Изольда» — это опера о полной беззащитности человека перед лицом собственных страстей  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  02.11.2010, № 45 
  
  
   Римский-Корсаков был человеком, хоть и великим, и у него, конечно же, были свои человеческие слабости. Об одной из них я и собираюсь сейчас поведать.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  26.10.2010, № 44 
  
  
   Гениальный музыкант как-то незаметно превратился в видного деятеля. Кто у нас великий русский композитор? Мусоргский? Чайковский? А Римского-Корсакова знаете? Конечно — как же, это такой известный профессор. Немножко, правда, сухарь, книжный червь, но зато всю жизнь беззаветно служил искусству… Тьфу!  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  19.10.2010, № 43 
  
  
   Cидя на концерте и изнывая от наслаждения, я периодически отгонял от себя неуместную мысль, что великая певица никогда в жизни не поступила бы в Московскую консерваторию.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  17.08.2010, № 42 
  
  
   «Оперные страсти» уходят в отпуск.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  10.08.2010, № 41 
  
  
   Искусство — это всегда «открытие» себя в другом человеке. Перенос другого человека на себя. То есть, другими словами, перевоплощение.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  02.08.2010, № 40 
  
  
   Именно в третьем акте мы узнаём, что половцы — это не только ансамбль песни и пляски, работающий в стиле «этно», но ещё и воинственный, жестокий народ.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  27.07.2010, № 39 
  
  
   Узнав, что главный герой проиграл битву и попал в плен, можно было бы ожидать увидеть его в бедственном положении, однако постепенно выясняется, что князь Игорь оказался чуть ли не на курорте  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  20.07.2010, № 38 
  
  
   В действительности Бородин написал сцену бунта Галицкого, которую Римский-Корсаков и Глазунов по разным соображениям не включили в окончательную редакцию оперы. Бунт этот начинался практически сразу с приходом известий о поражении и пленении Игоря, и Ярославне пришлось бы туго, если бы не внезапное нападение половцев  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  13.07.2010, № 37 
  
  
   Во всех войнах побеждают не русские и не половцы, а конформисты.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  05.07.2010, № 36 
  
  
   Князь Игорь — это герой (или антигерой), в одиночку сражающийся с мирозданием.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  29.06.2010, № 35 
  
  
   Бородин  сравнивал себя с Тангейзером, мечущимся между царством Венеры и родной Тюрингией, между Венерой и Елизаветой.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  21.06.2010, № 34 
  
  
   Возможно ли прежнее искусство после Интернета и мобильного телефона?  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  14.06.2010, № 33 
  
  
   Меня часто спрашивают: на какой спектакль сходить, чтобы полюбить оперу. И я всегда затрудняюсь дать ответ. Ведь понятно, что вопрос этот исходит не от увлечённых фанатов, а от тех, кто поверил мне, что опера — это интересно. И вот я, кажется, придумал, что могу посоветовать  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  07.06.2010, № 32 
  
  
   В истории чего угодно бывают удивительные моменты, когда она как будто бы замирает в нерешительности и выбирает, куда дальше повернуть. Неандертальцы и кроманьонцы, христианство и митраизм, Буш и Гор, ну и так далее. Такие моменты были и в истории оперного искусства.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  31.05.2010, № 31 
  
  
   Представьте себе Изольду, которую не любит Тристан. Представьте себе Брюнгильду, которую не любит Зигфрид. А теперь мысленно объедините две эти страстные, распалённые натуры, и у вас получится Марфа.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  24.05.2010, № 30 
  
  
   Вначале паника. Затем, в качестве средства для успокоения, перечисление собственных заслуг. А на десерт, как водится, обвинить во всех бедах монголо-татар. Этакий «русский психологический валокордин»  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  17.05.2010, № 29 
  
  
   Итак, о фигурантах уголовного дела, называемого оперой «Хованщина»  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  10.05.2010, № 28 
  
  
   «Хованщина» — прелестное дитя, которому суждено было родиться недоношенным и несформированным  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  02.05.2010, № 27 
  
  
   Смерть Бориса Годунова была бы яркой и эффектной концовкой, но именно поэтому для финала абсолютно не годилась  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  13.04.2010, № 26 
  
  
   Тайный иезуит, как бывалый ловелас, начинает давать красотке советы по обольщению. Музыкальное чувство юмора Мусоргского отлично демонстрируется в самой концовке приведённого трека: иезуит призывает свою духовную дочь к жертвам во имя веры, звучат торжественные фанфары, музыка приобретает всё более и более возвышенный характер и вдруг обрывается. Оказывается пожертвовать надо будет «честью своею»! Крестный путь в одно мгновение ока обернулся непристойным предложением.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  06.04.2010, № 25 
  
  
   Царь поёт, а битком набитый зал, затаив дыхание, внимает, как оно несладко там, в высших эшелонах-то.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  30.03.2010, № 24 
  
  
   Трудно придумать сцены более контрастные. Первая происходит в монастырской келье, вторая в кабаке. Первая — в Кремле, вторая — на самой границе, где уже чувствуется запах Европы. В обеих картинах Григорий общается с монахами: в первой — с мудрым летописцем Пименом, а во второй — с убежавшим из монастыря пьяницей Варлаамом.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  23.03.2010, № 23 
  
  
   «Противостояние» царь/народ на поверку оказывается полнейшим взаимным равнодушием.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  16.03.2010, № 22 
  
  
   Успех оперного спектакля «Борис Годунов» в гораздо большей степени определяется умением исполнителя заглавной партии дико вращать глазами, а не тем, какую из редакций постановщики выбрали  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  09.03.2010, № 21 
  
  
   Если бы реальному, историческому Борису Годунову дали послушать оперу Мусоргского, его бы точно хватил удар, но только от смеха.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  02.03.2010, № 20 
  
  
   Мусоргский, как настоящий интеллигентный человек, не знал народа, восхищался им и боялся его.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  23.02.2010, № 19 
  
  
   В классики принимают всем классом.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  16.02.2010, № 18 
  
  
   Только лишь Демон схватился за ручку входной двери, как сработала сигнализация.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  09.02.2010, № 17 
  
  
   Для русских художников было так же естественно восхищаться Кавказом, как для Киплинга — Индией. Тот факт, что эта любовь иссякла, косвенно свидетельствует о том, что, как бы ни пролегали и ни менялись государственные границы, в каком-то очень важном смысле Кавказ мы потеряли.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  02.02.2010, № 16 
  
  
   Рубинштейн со своей романтической оперой, сколь хороша бы она ни была, оказался несколько out of date.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  26.01.2010, № 15 
  
  
   Горечь и раздражение Рубинштейна можно понять. Ведь это должен был быть его успех! Но в искусстве — так же, впрочем, как и в науке — из всех, кто вытягивал репку, часто помнят только мышку.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  19.01.2010, № 14 
  
  
   Некоторые размышления о том, что такое оперное либретто, каким оно должно быть, и на каком языке надо петь  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  12.01.2010, № 13 
  
  
   Даргомыжский, по всей видимости, сам испугался новаторской психологической глубины произведения, и потому «разбавил» оперу «волшебными» сценами, которые на фоне общей логики драматургического развития смотрятся, как не пришей русалке хвост.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  05.01.2010, № 12 
  
  
   Когда разрушаются вековые устои и размываются межкастовые барьеры, представители различных сословий начинают видеть друг в друге в первую очередь просто людей, а это иногда приводит к недоразумениям.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  29.12.2009, № 11 
  
  
   Все мы любим процитировать Чехова, что «в человеке всё должно быть прекрасно». И редко кто задумывается о том, что фраза эта сказана не Чеховым!  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  21.12.2009, № 10 
  
  
   Кто-то может спросить, а зачем нужно в оперном театре пытаться приблизить пение к разговорной речи? Ведь есть драматический театр, где речью как раз и занимаются.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  14.12.2009, № 9 
  
  
   Когда в искусстве говорят о традициях, это слово употребляется обычно с тёплым, положительным оттенком, дескать, традиции — это прекрасно. На самом же деле ничего хорошего в них нет.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  08.12.2009, № 8 
  
  
   Оперы бывают разные. Есть оперы-комедии (как лирические, так и эксцентрические), оперы-мелодрамы, оперы-детективы, оперы-триллеры и даже оперы-комиксы. Жанр «Руслана и Людмилы» я бы определил как опера — картинная галерея.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  01.12.2009, № 7 
  
  
   С тремя женихами Людмилы связаны три большие постановочные головные боли, которые «вылезают» уже в первом действии.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  24.11.2009, № 6 
  
  
   Восток у Глинки получился под стать Западу — абстрактный и обобщённый. География «Руслана и Людмилы» логике не поддаётся. Герой идёт из Киева «на полночь», то есть на север, однако чем дальше он продвигается, тем более мягким и знойным становится музыкальный «климат».  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  17.11.2009, № 5 
  
  
   Миф о том, что Глинка — первый русский композитор, был придуман не советскими музыковедами, а современниками самого Глинки. Гоголь вскоре после премьеры «Жизни за царя» назвал эту оперу «прекрасным началом». Что, он не знал, что в России и до этого писались оперы, что ли?  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  09.11.2009, № 4 
  
  
   Торжественными звуками полонеза открывается роскошный бал. Ведь это же настоящий контрастный душ для публики! Насколько нестандартным мышлением нужно было обладать, чтобы придумать этот польский акт! Он ведь совершенно не нужен с точки зрения здравого смысла.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  03.11.2009, № 3 
  
  
   Первая опера Глинки и по форме, и по содержанию настолько полна нестандартных, неожиданных, нон-конформистских (многие первые слушатели были по-настоящему эпатированы) решений, что будь представители отечественного панк-рока чуток пообразованнее, они, безусловно, считали бы Глинку своим непосредственным предшественником.  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  27.10.2009, № 2 
  
  
   Это настолько плотно въелось в русскую оперную традицию, что когда в «Хованщине» начинается вставная, казалось бы, пляска персидок или когда раздаются звуки полонеза в «Онегине» или в «Ночи перед Рождеством», я невольно воспринимаю это как сигнал тревоги: а уж не враги ли поблизости?  
  
    | 
  
  
   | 
 
  
 
 
     | 
   
  
  20.10.2009, № 1 
  
  
   В XIX  в. никого бы не смутило, что в роли Ромео выступает упитанный сорокалетний тенор с нафабренными усиками, а Снегурочка — 50-летняя дама с глубоким декольте и тремя подбородками.  
  
    | 
  
  
   | 
 
 
	    | 
        
        		     
       | 
   
     
	 
   
  
   |