| 
    
            | 
           
    
       
       Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 37
Белый шум
  
 
Лет пятнадцать назад я был радиошпионом. Полк «особого назначения». Боевое дежурство  шесть часов сна, шесть часов в бункере, сон, бункер, сон, бункер, коллективная грёза. Распалась связь времён  утренний сон и вечерний, ночь и день в бункере.
 
 Живёшь как в трубу.
 
 Первый опыт существования вне времени, психоделия. Часы всегда на виду, но циферблату доверять нельзя, «внутренние часы» тоже врут и весь организм  в полном недоумении и расстройстве.
 
 Боевая задача: фиксация переговоров вражеских пилотов с диспетчерами вражеских авиабаз. Позывные, воспоминания о прошедшем уикэнде, футбольные новости, текущие координаты, поздравления Сьюзан с днём рождения
 голоса из поднебесья.
 
 При всём техническом совершенстве, при пересчёте антенных полей на километры квадратные, голос пилота тонет в шорохе помех  настолько, что некто с улицы, случайным образом оказавшийся в нашем бункере, вряд ли сумел бы понять, что это вообще голос. Что это живое  там, на другом конце провода.
 
 Понадобилось пол года упражнений, невероятно изощривших способность к избирательному восприятию звуковых колебаний, чтобы воспитать племя мутантов-слухачей. Один из двадцати пяти кандидатов становился выпускником школы.
 
 Доложить о том, что пилот вышел на связь необходимо в течении первых пяти секунд сеанса. Наушники не надевают, их вешают на крючок рядом с радиоприёмником, громкость всегда выставляют на максимум. Тридцать пар наушников  каждая воспроизводит помехи в своём диапазоне.
 
 И не Джон Кейдж, а полковник Потапов был хозяином этого шоу. Всякий раз, прежде чем «толкнуть речь» перед боевым дежурством, он вдумчиво окидывал нас взглядом, мёрзнущих на плацу (-30) в одних гимнастёрках. Прохаживался перед строем, заложив руки за спину. Замирал на месте. Лик его чудесным образом преображался, как бы освещался изнутри, он приподнимался на каблуках словно Пётр Первый и взрёвывал: «ЁБ ВАШУ МАТЬ!!!»
 
 Китайцы называют это «у-цзи» и «тай-цзи». Состояние дел до начала. И явление мира в том виде, в каком мы его наблюдаем. Одной фразой, одним стремительным движением Мастер преодолевает расстояние между потенциальным и явленным.
 
 Однажды я попал в медсанбат с высокой температурой, проспал несколько суток подряд, а когда проснулся, меня настигла тишина.
 
 Я лежал и не верил своим ушам  такая это была тишина. Я был шокирован, все мои чувства возмутились, я приподнялся в постели, и  рухнул в постель.
 
 Я думал, что погибну, но тишина не убила меня: я снова уснул, и мне приснилось что из живота  чуть пониже пупка  выросло деревце. Маленькое  вроде бансаи. Несколько раз хотелось перевернуться с боку на бок, но  всякий раз вовремя останавливался: боялся раздавить. Во сне деревце не воспринималось как нечто чужеродное, а  наоборот  как некий телесный орган, в котором я нуждался всю свою жизнь, но до последнего решающего мгновения не знал наверняка в чём именно я нуждаюсь. Так и проснулся  лёжа на спине, чувствуя как корневище проникает всё глубже в недра моего организма.
 
 Недавно один психолог сообщил мне, что есть люди, которых настолько тяготит собственное общество, что перспектива длительного одиночества становится причиной нервного расстройства. «И как же вы поступаете в таких случаях?»  спросил я. «Рекомендуем обзавестись семьёй. Или компанией». «Разве это снимает проблему?» Он посмотрел на меня как на идиота: «Разумеется! А что бы ты предложил?» «Запереть такого человека в одиночной камере. На месяц-другой. В тишине.» Он снова посмотрел на меня как на идиота, но на сей раз взгляд его был исполнен нежной (профессиональной) грусти.
 
 Он забыл.
 
 Все эти люди позабыли, что мы давным-давно живём в состоянии тотальной войны, как на бессменном боевом дежурстве  в своих городах, со своими наушниками, телевизорами и мобильными телефонами. Наша явь  состояние перманентно заблудшего. Можно сколько угодно пенять на никудышний вестибулярный аппарат, неспособность к интуиции определённого толка, которая позволяет птицам лететь на юг, а котам находить дорогу домой, но сегодня я знаю ответ: это не мы в городе, это он в нас не ориентируется.
 
 Город создаёт видимость контрапункта, но отказывается длить свои улицы согласно законам музыкальной гармонии.
 
 Человек в городе  сплетение обстоятельств, он есть и его нет. Каждая его мысль вмещает ум улья, ум миллионов близнецов-братьев. Говорим «Я», подразумеваем  «Я и Мой Ласковый Улей», говорим «город»  ничего не подразумеваем, невдомёк, что город  здесь, под кожей, внутри.
 
 В городе белый шум  привычная часть пейзажа, как темнота у Рембрандта. По всем каналам показывают как мы появляемся на его фоне, и  гаснем, когда оператор нажимает кнопку «уход в белое».
  
20.05.2008
  
Теги: музыка
     | 
      
    
   
  Ваш отзыв автору
  
                 
     | 
        
               
       | 
   
     
  
   
 
 
   |