|
Субботний блик науки № 120
Роботы штурмуют города
Про робототехнические призовые состязания, организуемые DARPA одним из важнейших исследовательских учреждений США, мы пишем с завидной регулярностью. Например, в одной из колонок рассказывали про старую версию состязаний там роботы ехали по пустыне. А в недавней колонке даже публиковался небольшой прогноз по теме нового состязания, где автомобили-роботы передвигаются по городу.
В рамках соревнования роботов DARPA Urban Challenge участникам предлагается преодолеть сотню километров по городским дорогам, на которых встречается не только другой транспорт (как движущийся, так и припаркованный), но и разнообразные другие препятствия. Преодолевать дистанцию должен полностью автономный автомобиль-робот. Так как поездка по городу, пусть даже и не по совсем настоящему городу, сопряжена со всякими рисками, то роботы проходили предварительный отбор: на отборочном этапе соревнований нужно было продемонстрировать ряд «обязательных упражнений». Эти упражнения отсеяли 24 участника из 35, и на финальную трассу попали только 11 команд.
В целом положительный прогноз нашей колонки в июле формулировался так: «одна или даже две машины проедут городскую трассу, так сказать, с первого раза». Оказалось, что прогресс ещё более велик: финишировали, преодолев трассу, аж шесть машин-роботов; победителей, уложившихся в норматив трое. Разработчики роботов набрались серьёзного практического опыта, а прогресс быстр. Поэтому готовые к использованию в полевых условиях роботы-автомобили, скорее всего, появятся уже лет через пять.
Но вряд ли это будут обычные гражданские автомобили. В конце концов, очередной виток робототехнического прогресса заказывали военные. Одним из первых применений наверняка будут грузовики снабжения, доставляющие грузы между военными объектами, находящимися на враждебной территории: роботы позволят освободить людей-водителей от опасной работы. Интересно, что одна из команд, участвовавших в DARPA Urban Challenge, уже использовала в качестве платформы для своего робота большой грузовик, состоящий на вооружении корпуса морской пехоты США. Действительно, разумно сразу ориентироваться на то изделие, у которого наметился немаленький рынок. Правда, грузовик дистанцию не преодолел.
Нет особых сомнений в том, что параллельно с разработкой транспортной версии сразу разработают и боевой вариант робота, оснащённого оружием. В самом деле, автоматические системы наведения оружейных систем различного типа давно и хорошо известны, останется только объединить их с «шасси», способным автоматически передвигаться в сложной городской среде.
При этом опыт боевого применения роботов уже формируется. Например, в ноябре этого года американский беспилотник MQ-9 Reaper применялся для нанесения ударов по наземным силам в Афганистане.
Штурм городов непростая и рискованная задача даже для технологически превосходно оснащённого противника. При этом, сколь бы не была превосходна авиация, без наземной операции в случае со взятием города никак не обойтись. Пока роботы не умеют ездить в чужом городе, контроль над ним вынуждена устанавливать людская пехота. Нужно ли говорить, что штурмовать город гудящей толпой хорошо оснащённых боевых роботов, способных автономно взять под контроль нужные кварталы это выгоднее сразу со многих точек зрения? Могут ли кого-нибудь особенно напугать массовые потери роботов на поле боя? Вызовут ли они протесты? Вряд ли. Робот это всего лишь машина, наученная ездить по улицам города с помощью DARPA Urban Chellenge, устроенного минобороны США.
10.11.2007
Теги: DARPA
роботы
футурология
|
Ваш отзыв автору
|
|
|