|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 4
Объединитель: Фараон Нармер
|
А это сын Луны, бог Тот
И, кажется, времен Хеопса.
Конечно! Сделан лоб горбом,
А темя плоским и покатым,
Таких не делали потом,
Хотя б при Псамметихе пятом.
Н. Гумилев, из пьесы «Дон-Жуан в Египте» |
Мы не очень хорошо понимаем, что такое «древний мир». Дело не в том, сколько мы знаем и верны ли наши знания дело в том, что мы живем в совершенно иную эпоху, с другим ритмом и другими понятиями о времени (и о пространстве тоже). Есть старая шутка: «Европейцы считают, что сто миль это далеко, а американцы считают, что сто лет это долго». (Это правда: я слышал, как восторженная девочка в группке американских студентов в Вене говорила приятельницам: «Ух ты, этому дому, наверное, лет сто!») Но признаемся себе честно, разве сто лет не долгий срок? Разве 1906 год не отделен от нас несколькими войнами, революциями, несколькими сменами эпох? А теперь представим себе, что такое сто лет в истории древней Греции или древнего Рима. Уже сейчас не каждый школьник ответит, кто был раньше Ганнибал или Юлий Цезарь, Пифагор или Сократ. А уж на аналогичный вопрос про Тутмоса III и Рамзеса II ответят только специалисты (а между ними куда больше ста лет).
Вот другой яркий пример знаменитая речь Наполеона: «Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» В то время никто даже приблизительно не знал, сколько веков пирамидам, поэтому Наполеон, скорее всего, просто выбрал красивое, нагруженное символикой число. Как ни странно, он оказался очень близок к истине. Между тем прошло уже два века, а его высказывание пока не требует серьезных корректив и пройдет еще два-три, прежде чем понадобятся оговорки.
История древнего Египта, конечно, не монолитна в ней есть свои взлеты и падения, свои «темные века» и неизбежный крах. Но мы имеем дело со страной, где так или иначе преемственность власти, культуры, языка, традиций, искусства продолжалась больше трех тысяч лет. В нашем опыте нет ничего, что этому бы соответствовало: мы с трудом читаем тексты, написанные на нашем языке триста лет назад, тексты четырехсотлетней давности не можем читать без перевода, а тысячу лет назад, строго говоря, нашего языка просто еще не было в природе. Про государственность, культуру и искусство и говорить нечего и это относится не только к России, но и к остальной Европе. Единственная страна, которая может смотреть на египетский опыт без трепета это Китай. Но Китай от Европы далек, а древний Египет, пусть непрямо, повлиял на то, какими мы, европейцы, были и какими стали.
Исторический Египет начинается примерно за три тысячи лет до нашей эры, и одно из первых имен, которое дошло до нас имя «Нармер». Другие имена, доносящиеся до нас из этой глубины веков Хор-Аха, царь Скорпион, Менес. Кто эти люди и какое отношение они имеют друг к другу никто в точности не знает; более того, возможно, что некоторые или даже все из них одно и то же лицо. Имя «Нармер» состоит из двух иероглифов «зубило» и «скат», и встречается на нескольких артефактах, в том числе на знаменитой «палетке Нармера».
Палетка это специальная пластина для растирания косметики. Палетка Нармера слишком велика для домашнего употребления возможно, это был храмовый объект, использовавшийся для косметического украшения статуй богов. На сланцевой поверхности с обеих сторон изображены сцены покорения: царь-великан в гигантской шапке замахивается булавой на поверженного врага, который мелок, испуган, стоит на коленях, и в носу у него кольцо, как у домашнего скота. Над поверженным цветущий тростник, символ верхнего (северного) Египта. Враги бегут, тонут, идут покоренной толпой перед торжествующим победителем, а за спиной замахивающегося Нармера стоит его сандаленосец (не столько мальчик на побегушках, сколько, видимо, первый министр или что-то в этом роде). Из этих картинок, из немногочисленных и довольно темных иероглифов выстраивается история объединения Верхнего Египта (откуда, собственно, пришел Нармер) и Нижнего (северного). Именно с этого момента начинается отсчет династий и исторического времени в стране.
Почему, вопреки привычной нам географической карте, Верхний Египет находится на юге, а Нижний на севере? Потому что «Египет это дар Нила», и великая река была единственной приемлемой точкой отсчета: истоки верхняя часть страны, дельта нижняя. У правителей Верхнего и Нижнего Египта, согласно легенде, было по короне красная в Нижнем Египте, белая в Верхнем. Царь-объединитель объединил заодно и корону, и бело-красная корона объединенного Египта стала символом власти над всей страной. Интересно, что этот атрибут особенный головной убор как символ власти оказался настолько живучим и популярным, что дожил до наших дней. Но египетские короны до нас не дошли, ни в одном из захоронений их не оказалось. Возможно, фараоны не могли брать с собой корону в загробную жизнь, а должны были передать ее преемнику. Если эта гипотеза верна, то получается, что из всего скарба, окружавшего правителя в жизни, только корона не могла отправиться с ним в иной мир.
На палетке Нармера изображены мифические животные серпопарды, чьи переплетающиеся шеи символизируют объединение. Некоторые специалисты считают, что над двумя сторонами палетки работали два разных человека (если окажетесь в Египетском музее Каира попробуйте решить этот вопрос самостоятельно). Это может означать, например, что палетка не только декоративный и культовый объект, но и исторический документ, который создавался некоторое время в этом случае ее можно считать первым историческим документом в истории человечества. А может быть, работа над палеткой была поручена двум ремесленникам одному из Верхнего, другому из Нижнего Египта чтобы они, подобно серпопардам, символически подтвердили нерушимость объединения.
18.05.2006
|
Ваш отзыв автору
|