|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 54
Не имей Амати, а умей играти
В последнее время я совершенно неожиданно для себя стал уделять большое внимание музыкальным инструментам, аксессуарам для них, фирмам-изготовителям и даже розничным продавцам. Не в последнюю очередь это связано с поиском рекламодателей для форума «Классика». Другая причина плотное общение с людьми, планирующими вывести на московский розничный рынок нового крупного игрока. Мое продолжающееся сотрудничество с журналом «Музыкальные инструменты» тоже не могло не наложить некоторый отпечаток: в интервью с любым музыкантом обязательно надо уделить внимание тому, на каком инструменте играет артист, какой марки у него струны и так далее.
Должен сказать, что интерес к этой теме в целом для меня не вполне характерен думая и разговаривая о музыке я привык и в первую, и во вторую очередь обсуждать творческую составляющую процесса. Техническое обеспечение всегда казалось мне вещью вторичной и, в конечном итоге, не стоящей большого внимания. Такой перекос в сознании на каком-то этапе окончательно меня доконал, в связи с чем я подумываю о том, чтобы открыть в цитадели вещизма, том самом журнале «Музыкальные инструменты», ежеквартальную колонку, в которой честно высказывать все, что я думаю по этому поводу. Попытаюсь соблазнить этой идеей главного редактора. А пока не стану бороться с собой и коротко расскажу об инструментарии среднестатистического симфонического оркестра, приведя несколько конкретных примеров.
Известная среди музыкантов присказка, вынесенная в заголовок, безусловно, верна. Факторами, оказывающими наиболее сильное влияние на звучание оркестра являются индивидуальное и ансамблевое мастерство музыкантов и, не в меньшей степени, мастерство дирижера, стоящего во главе коллектива.
Однако никто не станет оспаривать и тот факт, что лучшие оркестровые коллективы мира, точно так же, кстати, как и лучшие солисты-инструменталисты, обладают индивидуальным, неповторимым звуком. В качестве наиболее характерного примера можно привести, скажем, оркестр Венской филармонии. Звучание этого коллектива имеет присущие только ему черты, что обусловлено, в том числе, и тем, какие инструменты используются в оркестре. С этой точки зрения оркестр можно поделить на две части: струнники, в численном отношении составляющие большую часть оркестра, и все остальные группы.
Музыканты струнных групп любого оркестра в основном играют на собственных инструментах. Исключением является группа контрабасов, которая, как правило, использует казенные инструменты. Кроме того, нередко в распоряжении коллектива находится и некоторое количество других струнных инструментов. Чаще всего это очень хорошие инструменты, которые могут предлагаться для работы концертмейстерам.
Тот факт, что почти каждый струнник в оркестре играет на собственном инструменте, причем качество инструментов разнится порой очень сильно, говорит о том, что сами по себе инструменты, которыми пользуются музыканты-струнники, не имеют решающего влияния на звук струнной группы. За некоторыми исключениями, нельзя сказать, что средние скрипка, альт или виолончель в большинстве оркестров являются выдающимися по качеству инструментами. В этой связи звук струнной группы скорее зависит от того, насколько охотно музыканты старшего поколения делятся секретами оркестрового мастерства (которое, конечно, включает в себя и культуру звука) со своими младшими коллегами, и от того, насколько последние готовы воспринять передаваемый опыт.
Кстати сказать, в свое время я разговаривал с одной женщиной, которая поинтересовалась стоимостью струнных инструментов. Когда я сказал, что цены на хорошие струнные инструменты начинаются приблизительно от пяти тысяч долларов, эта женщина спросила: «А может быть, можно купить не новый, а подержанный инструмент?» Только вежливость удержала меня от того, чтобы мгновенно упасть на пол от смеха. Дело в том, что, в отличие от автомобилей (и, кстати, духовых инструментов тоже!), цена любого струнного инструмента только растет.
В отличие от большинства струнников, музыканты других групп оркестра, как правило, играют на инструментах, принадлежащих коллективу. Если качественные струнные инструменты всегда изготавливаются вручную конкретным мастером, то инструменты других групп оркестра (деревянные и медные духовые, клавишные инструменты, арфы, ударные) в основном производятся промышленным способом. В то же время цена инструментов, выпущенных хорошей фирмой, достаточно велика, а срок службы (за исключением, пожалуй, арфы и рояля) гораздо короче, чем у хорошей скрипки. Поэтому покупать инструменты самостоятельно музыкантам невыгодно, да и не всякий может себе позволить покупать инструмент за десять тысяч долларов каждые, скажем, 8-9 лет.
Фирмы, у которых оркестр заказывает инструменты, обычно определяются концертмейстерами групп. В качестве примера можно взять группу валторн Большого театра. В течение достаточно длительного периода времени валторнисты оркестра Большого театра играли на инструментах немецкой фирмы «Александер». Недавно театр снова заказал у этой фирмы крупную партию инструментов. Однако нынешний концертмейстер группы валторн, Алексей Раев, считает, что сегодня качество валторн «Александер» заметно ухудшилось, в связи с чем театру имеет смысл обратить внимание на продукцию других фирм. В качестве одной из таких фирм Алексей называет английскую фирму «Паксман». Их инструменты несколько дороже, чем инструменты «Александер», однако, по мнению концертмейстера, разница в цене напрямую отражает и разницу в качестве.
В свою очередь, первый гобой Большого театра, Сергей Лысенко, рассказывает, что приблизительно с начала 60-х годов гобоисты оркестра Большого играют на инструментах французской фирмы «Ригута», и в настоящее время намерения менять поставщика у театра нет. Тем не менее, кроме гобоев «Ригута», для солистов недавно были заказаны несколько инструментов фирмы «Мариго».
Более подробный разговор об инструментарии симфонических оркестров, принципах его формирования, проблемах и вопросах, которые при этом возникают и о многом другом, безусловно, был бы весьма интересен, полезен и познавателен. Может быть, через некоторое время мне удастся вернуться к этой теме.
11.04.2006
|
Ваш отзыв автору
|
|
|