Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 94
Вдох
— Пункт первый: улыбка, — говорит Юав, — ты должен улыбаться так, будто встретил доброго старого знакомого. Это если тебе придётся иметь дело с мужчинами. С женщинами всё не так просто…
— С женщинами как-нибудь сам разберусь, — угрюмо отвечает стажёр.
Сопляк.
— С женщинами, — тихонько повторяет Юав, — ты сядешь в лужу, не успев сказать «гав». И знаешь почему?
— Почему?
— Потому что ногти у тебя грязные. Иди вымой руки.
— Но…
— Сейчас же.
Стажёр фыркает и выскакивает за дверь. Ещё один Че Гевара на мою голову. В отделе кадров с ума посходили… Невозможно работать…
Юав листает почту. Виагра для самых маленьких. Увеличение пениса на 35 сантиметров. Мир обезумел.
Пять минут. Стажёра нет как нет. Чем он там занимается, госсссподитыбожемой? Кокаин нюхает?
Наконец, молодой человек появляется в дверях: пластмассовая улыбка, мокрые волосы. Бедный парень…
Юав внимательно смотрит на него, будто видит впервые. Улыбка трескается и медленно осыпается — как после десятибального землятресения.
— Пункт второй, — говорит Юав, — доброжелательность и терпение. Твой клиент — идиот. Тиран-самодур. И у него есть на это право — как моральное, так и юридическое.
— Любой клиент? — переспрашивает стажёр.
— Каждый первый. Быть самодуром — дорогая привилегия. Учитывая стоимость нашего программного обеспечения, клиент просто вынужден вести себя как злобный капризный пупс. И ты станешь тетёшкать его, кормить из бутылочки и говно за ним подтирать. Это понятно?
Стажёр мнётся. Позавчера, заполняя анкеты в отделе кадров, он даже не представлял себе… даже не думал…
— Тут главное — не переборщить, — поясняет Юав. — если клиент поймёт, что ты относишься к нему как к идиоту, он обидится. Поэтому время от времени нужно возражать. Мягко. Ненавязчиво. Но после — всегда уступать. Это понятно?
— Понятно.
— Возрази мне.
— Не понятно.
— Что именно не понятно?
Стажёр поднимает голову.
— Ээээ… улыбаться… говно подтирать… Нельзя, что ли, по-человечески… Клиент заинтересован. Я заинтересован. Всем хорошо. Клиент получает пакет программ. Я — бонус с продажи. Все довольны. А?
Юав щурится. Безумно хочется курить. Хотя бы пару затяжек, ну пожалуйста…
— Нет.
— Но…
— Я позавчера бросил курить. Мне херово. Не зли меня.
— Ладно.
— Молодец. Всегда уступай первым. В малом. Это позволяет клиенту почувствовать себя «на коне». Пока он празднует победу, он — твой.
Лицо стажёра проясняется. Щенок…
— Пункт третий: очки. Когда мы с тобой закончим, выйдешь через центральный подъезд, двести метров на северо-запад, магазин «Оптикана». Тебе нужна модель «Нео-Метро». Как у тебя со зрением?
— Ээээ… хорошо.
— Плохо. Но — поправимо. Проси очки без диоптрий. Там работает моя знакомая. Зовут Рут. Она сделает тебе хорошую скидку, но всё равно удовольствие это обойдётся по крайней мере в штуку.
— Можно вопрос?
— Нельзя. Пункт четвёртый: речь. Тебе придётся иметь дело с менеджерами — такими же как ты, но рангом повыше. Они не бельмеса во всём этом не смыслят, но вопросы задавать будут. А у тебя нет времени переучиваться на программера. Ты, конечно, должен знать свой продукт — в общих чертах, но никогда не сумеешь стать докой. Завтра с утра пойдёшь к Эрику, он тебя натаскает. Главное — апломб… и напор. Уяснил?
— Можно вопрос?
— Валяй.
— Кто это на фотографии?
— Молодец. Когда знакомишься с новым человеком, старайся — как бы ненароком — задать ему пару личных вопросов. Пункт пятый: американцы. Никогда не работай с американцами.
— Почему?
— Ты не можешь продать американцу.
— Рожей не вышел?
— Совершенно верно. Твои клиенты — мелкие лавочники, которые вынуждены компьютеризировать производство, потому что терпят убытки и уступают в расторопности конкурентам. Фалафель. Но если тебе подвернётся белый человек, не пытайся его охмурить. Для этого у нас имеются специалисты.
— Такие как вы?
— Такие как я. Сигарета есть?
— Не курю.
— Молодец. Иди работай.
— Последний вопрос…
— Что ещё?
— Кто на фотографии?
Юав ласково смотрит на него, живо представляя как пальцы рвут целлофан…
…прикосновение бумаги…
…туго скрученного, набитого табаком цилиндра…
…щелчок — искра — пламя…
…вдох.
30.05.2010
Теги: сказки
|