Короли и капуста по четвергам с Шакипешем № 18
Две истории. Чужое причастие
Князь Милославский был человеком неглупым и практичным.
Лить мельницу на воду своего врага Бориса ему не было никакого резона. Но и пойти на явную измену, открыв дорогу Дмитрию на Москву он не мог.
И началась серия странных сражений, в которых стороны почти не несли потерь и никто не мог одержать верх, несмотря на то, что московская армия превосходила по численности войско Дмитрия в пять раз и была оснащена по последнему слову тогдашней военной техники.
Борис спохватился, послал против Дмитрия Василия Шуйского, но было уже поздно. Наступила зима. Зимой в те времена воевать не умели. Наступил затишье, и решающее слово перешло от ружей и мечей к другим методам борьбы.
В апреле Борис Годунов получил за завтраком изрядную порцию аконита и скончался.
Тут наши истории на короткое время вновь сходятся и дальнейшая череда событий известна нам из школьного курса.
Сын Бориса Годунова Федор процарствовал всего два месяца, он был слишком молод и слаб, чтобы удержать власть.
Войска Дмитрия вошли в Москву и Дмитрий короновался на царство. Федор Романов был возвращен из ссылки, стал митрополитом, но вот к власти Дмитрий его не допустил, помятуя честолюбие брата.
По Руси прокатилась волна реформ. Было существенно ослаблено крепостное право, отменено наследственное холопство, сняты препоны для внешней торговли, началась реорганизация структуры государственного управления, в которой влияние местных властей и возможность злоупотребления с их стороны были сильно ослаблены. Началась налоговая реформа, которая сразу же ощутимо снизила налоговое бремя на население.
Страна воспринимала нововведения с одобрением, если не с восторгом.
В отличие от Москвы.
Москвичи же взирали на новую власть сначала с удивлением и смятением, а потом и с возрастающим негодованием. Царь вел себя по русским понятиям просто неприлично и на царя вовсе не был похож.
Вместо того, чтобы служить живой иконой, как и положено царю, он пешком шлялся по улицам, а к кремлевским соборам, вопреки вековым обычаям смирения подъезжал верхом. После обеда по русскому обычаю не спал, в церковь почти не ходил.
А в самих московских церквях творилось невообразимое. Католическое духовенство, понаехавшее в Москву начало активно переиначивать службы на латинский лад. В кремлевских храмах службы начали вести иезуиты. Камнем преткновения стало причастие.
По латинскому обычаю миряне причащаются «сокращенным» причастием, только «телом Христовым», то бишь хлебными облатками. Полным причастием «кровью и телом Христовым» — хлебом и вином причащаются только латинские священнослужители.
У православных же причастие полное для всех.
Угроза лишиться полного причастия и тем самым навеки «сгубить душу», повергла москвичей в ужас. Среди московских священнослужителей в мгновение ока не осталось сторонников унии. В скором времени среди православных уже только греческие монахи, которые в избытке приехали с Дмитрием, поддерживали нового царя. Русское духовенство вовсю вело агитацию против новых порядков, и эта агитация падала на благодатную почву.
Вот тут то, именно тут, и не раньше, впервые и прозвучало «Лжецарь». По Москве пошли гулять слухи, что царь продал душу дьяволу и хочет сгубить души православный через бесово причастие.
Готовилась свадьба Дмитрия и Марины и все последующие события, выстраиваясь одно за другим, убеждали москвичей, что царь — не тот, за кого себя выдает.
В начале мая в Москву прибыла Марина и остановилась в Вознесенском монастыре. И тут же по Москве пошли гулять слухи, что будущая царица ничего не ест в монастырских стенах, негодование набирало обороты.
Состоявшаяся через несколько дней свадьба Дмитрия и Марины чуть было не вызвала волнения в народе, настолько грубо она нарушила все мыслимые русские обычаи.
Свадьба состоялась в Пятницу, постный день, когда свадьбы играть категорически запрещалось. Эта же пятница была кроме того особой, траурной, в тот год на нее попал день скорби по Николе-угоднику, какие уж тут свадьбы, когда вся Русь постится и скорбит. Во всех церквях священники, выполняя распоряжение казанского митрополита Гермогена, разъясняли народу, что свадьба — незаконная, так как Марина отказалось принять перед венчанием православие.
В Москве началось нешуточное брожение.
18 мая группа немецких искателей приключений приехавших в Москву на свадьбу царя обесчестила группу боярских жен. «Обесчестила» это вовсе не то, что вы подумали. Они просто зашли, поколотив охрану, в закрытый в сад, где группа женщин каталась на качелях и попыталась затеять с ними светскую беседу.
Вполне безобидная светская шалость по европейским нормам. По русским же, страшное кощунство и оскорбление.
Обиженные мужья кинулись жаловаться царю. Тот услышав о том, что боярыням нанесли бесчестье, сначала пришел в сильный гнев и приказал разыскать виновников, но когда разобрался в чем это бесчестье состояло, рассмеялся жалобщикам в лицо и велел им идти со двора. Те бросились к народу за заступничеством, рассказав, как царь надсмеялся над ними.
Ударил набат, толпа кинулась во дворец за справедливостью.
Такие походы толпой за справедливостью во дворец были обычным делом на Руси. Они регулярно случались и до этого эпизода и после него, служа прекрасным паровым клапаном, позволяющим спустить накопившееся народное недовольство. Тот же сложившийся веками ритуал предписывал царю выйти к народу, покаяться и выдать на суд толпе виновников, которые иногда действительно были виновниками, а чаще — козлами отпущения.
Поступи Дмитрий по обычаю, вышел бы он к толпе, повинился бы, выдал бы обидчиков вкупе с парочкой ксендзов-иезуитов толпе на растерзание, дальнейшие события потекли бы совсем иначе и его потомки возможно доныне занимали бы русский трон.
Но он опять повел себя не как царь, выйти-вышел на крыльцо, но лишь для того, чтобы начать стрелять в толпу из пистолетов, а когда заряды кончились, бросился бежать. Во время бегства царь сорвался с подмостков, упал на землю и сильно разбился.
Что случилось после этого — мало кто видел. Толпа была огромна, но изо всей толпы за царем погнались от силы несколько десятков активистов. Они же выволокли искалеченное тело, лицо которого было прикрыто маской. Объяснили, что дескать шутом при жизни был, пусть после смерти шутом останется.
Вставленное на лобном месте тело царя, так и осталось в маске. Так и было похоронено, в маске. Что тут же дало пищу для слухов: царь спасся, под маской спрятали и похоронили другого.
Симпатии москвичей вновь качнулись в сторону Дмитрия. Как ни шло поведение Дмитрия вразрез с русскими обычаями, но цареубийство, противоречило этим обычаям в ещё большей степени. Доселе на Руси такого не случалось. Москва в ужасе замерла и стала ждать божьей кары. Пошли гулять слухи, что на могиле убиенного царя творятся чудеса.
Дабы пресечь слухи тело было выкопано, сожжено, а пепел развеян по ветру.
Но слухов это не пресекло, наоборот, говорили, что дескать тело потому и сожгли, чтобы правда не открылась. Слухи о чудесном спасении Дмитрия пошли гулять с ещё большей силой, расходясь от Москвы кругами.
Тем более что с Юга от Путивля на Москву уже двигалась армия под предводительством Ивана, который представлялся как воевода царя и провозгласил, что царь удалился от мира из-за нанесенной ему обиды, но вернется, как только москвичей накажут за измену.
20.03.2009
Теги: Годунов
Лжедмитрий
Шуйский
|