|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 7
Преподавание религии в средней школе: взгляд из дальнего зарубежья
|
Дети! Храните себя от идолов.
I Послание Иоанна 5, 21 |
Не смолкает теоретическая полемика вокруг преподавания в современных российских школах предмета «Основы Православной Культуры». Мне приходилось выслушивать людей, сетующих на то, что Русская Православная Церковь опять якобы начинает подвергаться гонениям. Читал я и аргументированно изложенную точку зрения тех, кто, наоборот, опасается чрезмерноей «клерикализации» государства, сращивания его структур с церковными. По мнению этих защитников чисто светского характера образования, недопустимо преподаваниe религии и всего, что с ней связано, в государственных учебных заведениях.
В данном случае я предпочитаю чрезмерно не вовлекаться в дискуссию, оставаясь по ряду причин посторонним наблюдателем, проводящим на основании собственного опыта анализ и делающим выводы. Мой опыт касается преподавания в течение двух лет сходного предмета в государственных австрийских гимназиях, нечто вроде «Основ католичества» (официальное название — Katholische Religion). Предмет этот в австрийских, да и немецких средних учебных заведениях, подобно ОПК, также нередко находится в центре политических баталий как различных партий, так и общества в целом. Однако, в отличие от ОПК, его преподавание давно уже урегулировано рядом законов самого разного уровня. Парадоксальным образом, ситуация с религией в Австрии почти противоположна той, что наблюдается сейчас в России.
Христианство здесь, в отличие от религий и различных христианских конфессий в Советском Союзе, никогда официально не преследовалось. И речь не только о государственном характере римского католичества во времена Австро-Венгрии. Особое положение в Австрии занимали крупные Церкви после конкордата (государственного договора) между Ватиканом и Гитлером в 1933 году. Данное соглашение, регулирующее взаимоотношения Церкви и государства, действует до сих пор. По мнению скептиков, оно является одним из печальных пережитков эпохи национал-социализма, приведшим, кроме прочего, к нынешнему кризису Церкви в Австрии. В этот до сих пор длящийся кризис оказалось вовлечённым и преподавание религии в государственных средних учебных заведениях.
Интересно преломляется здесь в умах австрийских обывателей восприятие католичества. Если для меня, выросшего в Советском Союзе, Церковь внутренне виделась островком свободы и инакомыслия в душном пространстве безбожной большевистской системы, то в Австрии многое было наоборот. Церковные организации с их крупным землевладением и финансами представляли собой части общего экономического механизма. Присутствие католичества и других государственно признанных религий в школах делало для многих христианство извне навязываемой идеологией, которая с тем большей готовностью отрясалась при получении аттестата зрелости.
Если можно условно применить здесь модное в нынешней России сравнение, Католическая Церковь играла своего рода роль КПСС в советское время. Если не руководящую, то направляющую.
Пикантности в ситуацию добавляет существование церковного налога, который до сих пор обязаны отчислять граждане, официально числящиеся католиками или членами других формально признанных церковных общин. Понятно, что т. н. «католики», посещающие храмы в среднем 2 раза в год, на Рождество и на Пасху, озабоченно подсчитывают свои доходы и налоговый процент с них. Нередко они «выходят из Церкви», как здесь это называется, по сугубо денежным соображениям, если упомянутый процент слишком велик. Иногда — из чувства протеста в связи с каким-нибудь церковным скандалом, раздутым прессой. Потом бывает, что они вновь в Церковь «вступают»… Смешно. Если бы не было так грустно.
Предмет «религии» в гимназиях и иного типа школах считается в Австрии не светским и всего лишь культурологическим, а именно конфессиональным. Посещение его обязательно для учеников, числящихся католиками, если в самом начале учебного года родители не заявили для своих детей «отвод». С 14 лет школьники сами могут в начале учебного года писать ходатайство о том, что не будут посещать уроков религии. Для таких учеников, а также для числящихся «лицами без определённой религиозной принадлежности» постепенно вводится светский предмет «этики». Пока это всё в стадии эксперимента.
Хоть «религия» и считается формально конфессиональным предметом, за которым надзирает особое епархиальное Управление по делам образования и воспитания, программа, особенно в последнем своём изводе 2001 г., составлена достаточно всеохватно. При широте собственных взглядов, помимо обязательного наличия богословски-педагогического образования, полученного в государственном университете, возможно преподавание этого предмета в том числе и в культурологическом ключе. Аспекты его включают в себя ознакомление школьников с истоками и обоснованием христианской этики, историей развития богословский идей, историей Церкви, основами библеистики, главными мировыми религиями и т. д.
Казалось бы, всё это должно в идее своей только радовать. Положение, однако, по ряду причин таково, что неформальный статус предмета, если сравнить с советской школьной системой, где-то между «пением» и «рисованием», потом стыдливо переделанными в уроки «музыки» и «искусства». К сожалению, облик учителя религии в австрийских средних школах часто определяется болтающейся за спиной гитарой, а большая часть преподавания сводится к распеванию задорных современных католических песенок, а также к бесконечному переливанию из пустого в порожнее «проблем» учеников. Для лентяев это удобное время для того, чтобы заняться более интересными делами. Для любознательных умниц подобные «уроки» сопровождаются нередко чувством стыда и неловкости.
Учителя, пытающиеся плыть против течения и преподавать «религию» как серьёзную культурологическую дисциплину, наталкиваются нередко на сопротивление многих учеников, родителей и церковных чиновников. Почему это так, поговорим в следующую субботу.
Реферат дискуссии об «Основах Православной Культуры» см. например здесь.
10.01.2009
Теги: церковь
школа
|
Ваш отзыв автору
|
|
|