"Душа так жаждет красоты, что обретает только пепел"
Интервью Линор Горалик с Евгением Горным
До недавнего моего приезда в Россию
Евгений Горный был для меня фигурой мистической.
Зная его со времен Журнала.Ру, я
всегда с изумлением смотрела на объем и разнообразие деятельности Евгения
и пыталась составить для себя четкий и полный образ этого человека. Но этот
образ от меня ускользал: стихи не вязались с публицистикой, работа
над Журналом.Ру - с другими его проектами, рассказы о
нем моих друзей - с тем впечатлением, которое складывалось в ходе нашей с ним личной переписки.
Познакомившись наконец с Е.Г. лично (в августе этого года),
я нашла для себя ответы на несколько вопросов, которые давно возбуждали мое любопытство.
К сожалению, обстановка, в которой я оказывалась, приезжая в Россию, не способствовала спокойному разговору.
Поэтому я с жадностью ухватилась за возможность взять у Е.Г. интервью по электронной почте.
Мои вопросы носят довольно личный характер
- я пыталась достроить мозаику собственных представлений, разыскивая недостающие
камешки. Однако мне кажется, что получившийся в результате текст
будет интересен многим. Это своего рода силуэтный портрет,
контурное изображение одного из самых ярких моих знакомых и одного из
самых интересных людей РуНета.
Линор
Женя, лично для меня самым интересным является
вопрос о твоем самоопределении. Какое у тебя формальное образование: филология? Журналистика? Культурология?
Для меня есть Евгений
Горный - редактор Нет-Культуры, есть Евгений Горный - критик, есть Евгений
Горный - автор культурологических статей, Евгений Горный – филолог... Среди
всего этого - есть какой-то Евгений Горный, которого ты считаешь основным?
Тогда кто такие все остальные, как к ним относишься ты сам? Или все это
- равноправные ипостаси одного целого? Тогда - что это целое?
"Формальное образование" самое что ни есть филологическое: Тартуский
университет, специальность "русский филолог и библиотековед-библиограф" (так в дипломе
написано). Что касается ипостасей, то мне они кажутся равноценными и в
равной степени имеющими весьма косвенное отношение к "основному". Конечно,
наши дела (если мы делаем их сознательно и "в полную силу") суть манифестации
нашего "Я", но манифестации в принципе случайные и "слабые". Тем более
если речь идет о занятиях профессиональных, где элемент социальной принудительности
("общее делание тоналя") довлеет элементу необусловленного самоосуществления.
В этом смысле поэтическое выражение (в широком смысле) очевидно имеет куда
больший символический потенциал (т.е. более непосредственно связывает нас
с "ядром"), чем действия, основанные на привычке и нацеленные на пользу.
Мне всегда было интересно находить функциональные "щели" в социально-обусловленной
деятельности и под маской последней заниматься чем-то совсем другим. В
этом смысле для меня нет разницы между писанием стихов или статей и, скажем,
подметанием пола. По сути, в любом деле важно не само дело, а настроение,
с которым оно совершается. К сожалению, когда слишком долго занимаешься
чем-то одним, накопленный опыт становится помехой - действие автоматизируется
и перестает быть живым. В таких случаях приходится либо менять род деятельности,
либо искать способы обмануть самого себя, чтобы превратить дело в неделание.
Я знаю, что есть еще и Евгений Горный - поэт.
Мне почти ничего не известно о его жизни. В сети публикаций почти нет (я
помню только старую ТЕНЕТовскую подборку). Он просто "несетевой" поэт? Или
не любит публиковаться? Или пробуждается редко?
В Сети опубликованы почти все мои стихи. Это не подборка, а законченная
книга стихов, называется "Образ
мира". Последнее стихотворение написано в марте 1994 года. С тех пор
стихов я не писал, за исключением шуточных и "на случай". Собираюсь когда-нибудь
издать "ОМ" на бумаге, чтобы было что дарить друзьям и знакомым.
Существует ли Евгений Горный - прозаик?
Прозы у меня почти нет. То немногое, что можно назвать прозой и что
опубликовано в Сети - это "Тексты
про Василия", ошибочно приписанные Мирзе Бабаеву, и недавний мемуар
про школу, написанный по просьбе Дениса Бычихина.
Знаешь, для меня Тарту, где ты учился, - это такое
духовно-интеллектуальное Эльдорадo; Тартусский университет как отдаленная
мечта. Что Тарту для тебя? Оконченный университет, теплые воспоминания
об Alma Mater, - или какая-то ежедневно присутствующая часть мира? Ты ощущаешь
себя "тартуссцем" (так это пишется?)?
Я приехал в Тарту в 85-м, уже, так сказать, на закате "тартуской школы",
и прожил там 10 лет. Я очень люблю этот город, каким он был. Сейчас от
того Тарту мало что осталось - великие учителя умерли, русских осталось
мало, все обэстонилось. Там хорошо гулять, любуясь видами, и пить кофе
с булочками. Но жить там я бы не хотел. Тартусцем я себя ощущаю лишь в
том смысле, что полученное мною образование и общая атмосфера Тарту 80-х
сформировали какие-то мои интеллектуальные умения. Кроме того, с этим городом
связана память о некоторых людях и обстоятельствах моей жизни. А пишется
через одно "с".
В твоем curriculum vitae числится Пражский университет,
история искусства. Как? Что именно? Какими судьбами?
Не Пражский (Карлов), а Центральноевропейский, который Сорос основал.
На кафедре в Тарту предложили поехать, я и поехал. Когда летел в самолете
и напитки раздавали, взял банку чешского пива. Первый раз видел банку (93
год), никак не мог сообразить, как открывается. В конечном счете справился
- и все вокруг пивом залил! Учиться было интересно, хотя и трудно поначалу
- все лекции по-английски, язык общения тоже в основном английский. Отучился
я там триместр, посмотрел много всякого современного искусства, прочитал
гору книг (в том числе малоизвестных еще в то время в России столпов постмодернизма
Лиотара-Бодрияра-Дерриду), написал по-английски 4 статьи. Впечатлений было много. Путешествовали по Праге и окресностям, ходили по музеям и выставкам. Неделю провели в Мюнхене. В семь - подъем, завтрак, а в восемь - уже тусуемся около какого нибудь памятника фашистской архетектуры, ежась от холода, слушаем лекцию по-немецки с переводом на английский. Обе Пинакотеки меня поразили, особенно Новая. Открыл для себя Габриеля фон
Макса - такой малоизвестный баварский художник, написал о нем заметку,
теперь время от времени получаю письма с вопросами по его творчеству. Посмотрел на живого Ницша. Впервые прочитал мамлеевских "Шатунов". Узнал, что такое "парек с рохликом". Кроме всего прочего, в Праге хорошая компания подобралась, весело было.
Ты очень нетривиальным образом присутствуешь в "сетевой" культурной жизни. Ты не "светишься" в гостевых и форумах, не часто лезешь в дискуссии. Далеко не многие сетевые объединения могут похвастаться твоим присутствием в их рядах. Это продуманная позиция?
Это не является продуманной позицией. Просто мне обычно не интересно
участвовать в дискуссиях и объединениях.
Часть твоей непричастности к сетевой "тусовке"
- непричастность к сетевым литературным конкурсам. В последний год ты не
фигурируешь ни в одном жюри; не числишься нигде в организаторах (поправь
меня, если я ошибаюсь); твои работы не выставлены ни на один конкурс. Почему?
Причем, заметь, это два разных вопроса: "почему ты не среди организаторов?"
и "почему тебя нет среди конкурсантов?".
Вообще, сейчас модно рассуждать на тему того,
"стоит" или "не стоит" участвовать в сетевых литературных конкурсах. Я
сама, пытаюсь этот вопрос для себя решить. Что советовал бы авторам ты?
Быть организатором (номинатором, членом жюри) литературного конкурса
- занятие хлопотное и трудоемкое. Я два года подряд был номинатором Тенет
и решил, что этого достаточно. На чтение работ уходит очень много времени.
С каждым конкурсом объем растет. Чтобы честно все прочитать и оценить,
нужно обладать либо энтузиастическим отношением к современной литературе,
либо большим количеством свободного времени. Другая причина неучастия: эстетические вкусы организаторов и жюри мне либо чужды, либо неясны. Играть в игру "лебедь, рак и щука" мне
неохота. Кроме того, я все же принимаю довольно активное участие в одном
сетевом литературном проекте, который ты хорошо знаешь (правда, это не
конкурс) - "Сетевая словесность".
В качестве автора я в конкурсах не участвую по очевидной причине: я
не пишу художественных вещей. А для того, что я пишу, номинации не предусмотрено.
Что же касается того, стоит ли вообще участвовать в конкурсах, каждый
должен решить это для себя сам. Важно только отдавать себе отчет в том,
что конкурс не имеет прямого отношения к творчеству, его функция - помочь
автору социализироваться, "рукопись продать". Т.е., если автор хочет славы,
признания, денег, участие в конкурсе будет ему полезно. Если же для него
главное - адекватность произведения творческому замыслу/интуиции, то никакие
соревнования ему не нужны - он "сам свой высший суд". В идеальном случае
участием в конкурсах должен заниматься не автор, а его литературный агент.
Номинаторство - это вообще, мне кажется, тяжкий
труд. Номинатор фактически несет большую ответственность за предложенный
на конкурс текст, чем номинант. Номинант может быть дураком и графоманом,
- это его право; номинатор же не имеет права это не разглядеть
и не зарубить. Поэтому к объему чтения добавляется еще и элемент личной
ответственности. Так что я тебя хорошо понимаю.
А каково твое мнение по поводу "офф-лайновых"
конкурсов?
С ними тоже самое.
Tы один из самых обаятельных людей этой "тусовки".
При этом в оффлайне ты - один, в онлайне - совсем другой: более сдержанный,
жесткий, взвешенный. Так проиcходит со многими: кто-то намеренно создает
виртуального себя отличным от настоящего; кто-то делает это непроизвольно
и удивляется, когда ему об этом говорят. Насколько эта разница бессознательна
у тебя?
Выбор манеры поведения, равно как и выбор стиля - дело тактики. Этот
выбор происходит скорее интуитивно, чем сознательно. С разными людьми и
в разных ситуациях мы разные, и это вполне естественно. Я не знаю, какой
я "на самом деле".
Я тут недавно слышала две фразы от двух разных
людей: "Горный живет в высших сферах" и "Горный живет в будущем" (имелось
в виду - видит, воспринимает будущее с большим интересом, чем настоящее).
Kто были эти люди - честное слово, не помню :)
На интуитивном уровне я очень хорошо понимаю,
что они имели в виду... Действительно, как ты ощущаешь себя во времени?
Видится ли тебе твое личное будущее (ближайшее, - скажем, отостоящее на полгода
от нынешнего момента) интеллектуально вкуснее, чем настоящее?
Не знаю, что этот человек имел в виду под "высшими сферами". Я живу
обычной жизнью со всякими хлопотами и постоянным чувством неуспевания.
Единственное, что я твердо знаю о будущем - это то, что умру. Так же, как
и все другие люди. Это знание помогает мне жить в настоящем и иногда совершать
более или менее осмысленные поступки. Что касается моего представления
о "ближайшем будущем", оно крайне смутно или, во всяком случае, многовариантно.
Живя в России (в особенности в России), невозможно ничего планировать - даже на
год вперед. Можно лишь строить некоторые гипотезы и действовать, исходя
из них.
Приятно слышать, что для тебя сознание собственной
смертности является созидательным фактором. Обычно я очень одинока в этой
философии. :))
Несколько вопросов по поводу твоих стихов.
"Лигейя" датирована 1981 годом. Завершающее книгу
"Гоммункулус и кукла" - 1994. Это наводит на мысль о том, что автор не
пытался создать единое целое, сборник. Поэтому когда ты сказал мне, что
это - все твои стихи, я была поражена. До этой фразы мне казалось, что
"Образ мира" - это искусно сделанная выборка, дающая ощущение цельности
при чтении, - тематической, лексической, художественной. Если это не так,
то мне начинает казаться, будто у тебя в стихи ложатся эмоции только очень определенного
типа. Верно ли это? Если да - обьясняется ли это тем, что ты не
создаешь прозы, и, таким образом, все, что есть для "художественного" изложения,
идет в стихи, - или наоборот, все ложится в стихи, и проза тебе не нужна?
Нет, с самого начала у меня была ориентация на целое, на миф. Как
у Блока с его тремя книгами. Получилось не совсем то, что исходно было
задумано, но в общем получилось. "Эмоции определенного типа" - это, пожалуй
верно. Меня мало интересовали обыденные переживания. Кроме того, каждый
раз я преследовал какие-то художественные (формальные, абстрактные) цели.
В целом мне было интересно построить такую конструкцию, элементы которой
(при одновременном их восприятии) взаимно друг друга уничтожают. Уничтожают
за счет собственной несводимости в общем семантическом поле, что делает возможным выход за
пределы смысла - в область чистого осознания. Такая вот поэтика аннигилляции.
Не мне судить, насколько этот эффект реально присутствует в психике читателя,
эта теория имеет отношение скорее к творческой "кухне", чем к "действительному
положению дел", которого я вообще предпочитаю не касаться. Что касается
прозы, то я ее еще, надеюсь, напишу.
Кстати, за фразу "Я проснулся с раздавленным сердцем"
можно и душу продать :) Для меня твоя книга перекликается с Эверсом - не
так тематикой (зачастую скорее гофмановской или кафкианской), как душевной
нотой. "Гоммункулус и кукла" вообще восприняты мной как стихотворение-ключ:
то мироощущение, которое в книге переживается, рассматривается с разных
аспектов, оказываетется продернутым сквозь текст, здесь рисуется четкой
выхолощенной картинкой. Итого: "Как вы несчастны, смертные, как несчастны!..."
Это был 1994 год. Все осталось так же? Ощущение "смертный = несчастный"
и "несчастный --> смертный" сохраняется у тебя? Для меня смерть всегда
была великим даром, единственным надежным знанием и единственной панацеей.
Ты говоришь: "это знание [знание собственной смертности - Л.] помогает
мне жить в настоящем". Книга дает обратное ощущение: герой несет смертность
как муку. Есть ли здесь парадокс - или мука помогает тебе тоже?
"Гомункулус" - это, по сути, пародия на "личный миф", который как раз
и держит все стихи вместе, несмотря на разрывы хронологии и стилистический
разнобой, и который наиболее явным образом представлен в "Полуфабрикате".
Миф обрел свое выражение и тем самым себя исчерпал - писать стало не о
чем. Что касается "несчастный --> смертный", то в стихотворении, которое
ты цитируешь, исходной является другая посылка: "Люди смертны, потому
что они несчастны". "Мука", "страдание" - естественные атрибуты любого
становления. В плане же интертекстуальности в Holocaust'е мне было интересно
попробовать свести в одном тексте Дхаммападу, Ремизова, Апухтина, тантру Тары, свои сны и рассказ одного знакомого шизофреника о его переживаниях в период криза.
И еще вопрос - из твоих ответов и наших предыдущих разговоров никак не следует, что у тебя есть стихи, написанные после 1994 года, - и что они вообще будут...
Да, не следует. Но что-нибудь непременно будет ;)
Линор Горалик, специально для ностальЕЖЕй,
5 октября 1999
|